Научно-практический центр экстренной медицинской помощи

129010, г. Москва, Б. Сухаревская пл., д. 5/1, стр. 1

Справочная служба: 8(495) 632-96-71, 8(495) 632-96-73

www.mosgorzdrav.ru/cemp


Справочная информация





Директор: Федотов Сергей Алексеевич, тел./факс: (495) 608-75-55 / (495) 632-96-72

Адрес электронной почты: info@npcemp.moszdrav.ru; npcemp@zdrav.mos.ru (почта будет использоваться с 21 октября 2014 года)

Диспетчерская (круглосуточно): тел./факс (495) 632-96-71, (495) 632-96-73/ (495) 632-96-72

Организованная в 1991 г. служба экстренной медицинской помощи (СЭМП) является функциональной подсистемой Московской городской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и составной частью Всероссийской службы медицины катастроф - ее территориальным звеном (территориальная служба медицины катастроф - ТСМК).
Действующая организационно-функциональная модель территориальной "медицины катастроф", безотказно обеспечивает своевременное оказание медико-санитарной помощи при всех видах нештатных ситуаций и реализацию плановых комплексных мер по повышению готовности городского здравоохранения к адекватному реагированию на происшествия с угрозой жизни и здоровью людей.
СЭМП Департамента здравоохранения города Москвы - функциональное объединение сил и средств городского здравоохранения для ликвидации медицинских последствий чрезвычайных ситуаций на территории города.
СЭМП организована в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 14.06.90г. №192 «0 создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях», Постановлениями Правительства РФ от 03.05.94г. №420 «0 защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», от 28.02.96г. №195 «Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф» и во исполнение Решения исполкома Моссовета от 24.07.90г. №1277, Приказа Главмедуправления Москвы от 14.09.90г. №412, а также с учетом Приказа Минздрава РФ от 21.06.96г. №261 «Об утверждении положений о региональных и территориальных центрах медицины катастроф».
СЭМП - гибкая функциональная система, позволяющая городскому здравоохранению в кратчайшие сроки изменить режим повседневной работы, в основе которого лежит принцип оказания медицинской помощи индивидууму (медицинский работник - пациент), на чрезвычайный режим, в основе которого лежит принцип коллективной медицины (медицинский работник - группа пострадавших).

Цель СЭМП - обеспечение оперативной, устойчивой и адекватной реакции Московского здравоохранения на ЧС различного типа и масштаба для своевременного удовлетворения внезапно возникшей и превышающей повседневные размеры и потребности в экстренной медико-санитарной помощи при рациональном использовании медицинских сил и средств.

Задачи СЭМП:
- поддержание постоянной готовности органов управления учреждений, подразделений и формирований СЭМП к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время;
- осуществление комплексных мер по противодействию возможным террористическим актам, в том числе, с применением ядовитых, биологических (бактериологических) агентов, и повышению безопасности городских медицинских учреждений в соответствии с распорядительными документами Департамента здравоохранения и решениями антитеррористической комиссии Департамента;
- повышение готовности подразделений службы медицины катастроф к ликвидации медико-санитарных последствий реализованных террористических актов;
- своевременное и эффективное оказание всех видов медицинской помощи пострадавшим в ЧС;
- снижение психоневрологического и эмоционального воздействия катастроф на население, вовлеченное в чрезвычайную ситуацию;
- участие в обеспечении (совместно с санитарно-эпидемиологической и коммунальными службами) санитарного благополучия в зоне ЧС, предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний;
- проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинско-го освидетельствования пострадавших;
-­ сохранение здоровья личного состава СЭМП в период ликвидации медицинских последствий ЧС;
- осуществление взаимодействия с городскими, ведомственными федеральными службами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС;
- координация действий службы медицины катастроф и гражданской обороны здравоохранения города при проведении плановых мероприятий и в условиях чрезвычайного режима;
- оценка оперативной медико-санитарной обстановки при потенциальной аварийной опасности на территории города;
- снижение рисков и уровня медико-санитарных последствий ЧС в мирное время и опасностей для населения в условиях военного времени;
- проведение НИР и ОКР по проблемам «медицины катастроф»: совершенствование организации, управления и технологий экстренной медицинской помощи в ЧС;
- осуществление комплексных мер по совершенствованию и дальнейшему развитию территориальной службы медицины катастроф.

Руководство службой экстренной медицинской помощи г. Москвы осуществляет Департамент здравоохранения города Москвы. Научно-практический центр экстренной медицинской помощи (городской центр медицины катастроф, ЦЭМП) является постоянно действующим рабочим органом начальника городской СЭМП - руководителя Департамента здравоохранения по организации и оперативному управлению подразделениями службы.
При руководителе Департамента здравоохранения создается антитеррористическая комиссия. Руководителем комиссии назначается первый заместитель руководителя Департамента здравоохранения, его заместителями - директор ЦЭМП, руководители Роспотребнадзора по городу Москве, МГ ООО «Российский Красный Крест».
В состав комиссии в обязательном порядке включаются руководители управлений и отделов Департамента здравоохранения, осуществляющих организацию медицинской помощи населению, медикаментозное и материально-техническое обеспечение учреждений здравоохранения, главные врачи станции скорой и неотложной медицинской помощи и станции переливания крови.

Научно-исследовательская и организационно-методическая работа
Основными направлениями научно-исследовательских работ в области экстренной медицинской помощи населению в ЧС являются:
- разработка теоретических, методических и организационных основ совершенствования СЭМП;
- разработка методик и программных комплексов прогнозирования величины и структуры санитарных потерь при различных видах ЧС, планирования сил и средств СЭМП для различных уровней управления;
- разработка и совершенствование технологий оказания различных видов экстренной медицинской помощи населению при различных видах ЧС;
- теоретические и методические аспекты совершенствования организации и нормирования медицинских резервов на случай ЧС.
Основные направления НИР и учебно-методических разработок по вопросам экстренной медицинской помощи при ЧС определяются планами НИР, подведомственных Департаменту здравоохранения Научно-исследовательских учреждений (НИУ) и планами-заданиями целевой программы "Научное обеспечение медицинской помощи", утверждаемыми Руководителем Департамента здравоохранения.
Контроль за ходом выполнения НИР и внедрением их результатов в практику здравоохранения, издание методических материалов по вопросам организации экстренной медицинской помощи при ЧС руководство разработкой проектов программ подготовки сотрудников немедицинских спасательных служб города, населения, учащихся медицинских училищ, врачебно-сестринских бригад и бригад постоянной готовности по проблеме экстренной медицинской помощи в ЧС, а также планирование проведения городских научных и научно-практических конференций возлагается на Научно-практический центр экстренной медицинской помощи.
Программы подготовки медицинских кадров и спасательных служб города по проблеме экстренной медицинской помощи в ЧС разрабатываются сотрудниками НПЦ ЭМП с привлечением НИУ Департамента здравоохранения, медицинских вузов и научно-исследовательских институтов федерального подчинения.
В НПЦ ЭМП ДЗМ работают: 2 профессора, 4 доктора наук, 9 кандидатов наук.

Научная работа ведется в рамках Комплексной целевой научной программы Департамента здравоохранения «Научные основы организации и оказания экстренной медицинской помощи населению Москвы в чрезвычайных ситуациях» на 2011-2013 годы и подпрограммы городской среднесрочной программы развития здравоохранения «Столичное здравоохранение» - «Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях на 2011-2013 годы».

В 2013 году выполнялось 2 научные темы по следующим направлениям:
- Анализ травматизма населения Москвы от распространенных внешних причин;
- Совершенствование организации экстренного медицинского обеспечения пострадавших при пожарах в городе Москве в догоспитальном периоде.

По результатам научных исследований было опубликовано 22 статьи, 7 тезисов, представлено 4 доклада. Прочитана 23 лекции по темам:
«Организация и планирование работы городских больниц в ЧС», «Организация и планирование работы городских поликлиник в ЧС», «Организация работы приемных отделений больниц в ЧС», «Преподавание в высших медицинских учебных заведениях», «Организация медицинского обеспечения населения на догоспитальном этапе в ЧС», «Прием и передача вызовов» (особенности работы диспетчеров ССиНМП при ликвидации медицинских последствий ЧС), обучено 612 человек.

Организационно-методическая работа
Проводились разработка и контроль этапной реализации подпрограммы «Экстренная медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях» городской целевой программы «Столичное здравоохранение» на 2011-2013 годы.
Осуществлялась подготовка проектов приказов ДЗМ в части, касающейся регламентов деятельности медицинской службы в различных условиях и внедрения новых организационных технологий.
Проводилась работа по организации заседаний территориальной антитеррористической и межведомственной координационной комиссии медицины катастроф ДЗМ (7 заседаний).
Осуществлялся постоянный, в соответствии с планом мероприятий, сбор и анализ оперативной информации, в т.ч. прием отчетов о готовности ЛПУ СЭМП к действиям в условиях ЧС, по работе службы экстренной медицинской помощи, ликвидации медицинских последствий ЧС, с составлением отчетной документации установленной формы.
Представлены материалы в ежегодный государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС природного и техногенного характера в 2013 году».
Осуществлялся (в рамках функционирования системы ежемесячных городских мониторингов):
- ежемесячный мониторинг травматизма и смертности от внешних причин;
- ежемесячный мониторинг показателей по дорожно-транспортному травматизму;
- ежемесячный мониторинг сезонного травматизма.
Совместно с медицинским управлением Департамента здравоохранения проводилась разработка Отраслевого плана мероприятий по сокращению показателей смертности и травматизма взрослого населения и детей от внешних причин.
В целях соответствия вновь возникающим и изменяющимся факторам риска возникновения ЧС и прогноза их вероятных медицинских последствий проводилась модернизация АИС «Медицина катастроф г. Москвы».
Велась работа по организации и проведению совещаний Ученого медицинского совета ДЗМ. Проведено 30 заседаний бюро УМС, на которых заслушаны свыше 250 вопросов с представлением заключений специалистов Департамента здравоохранения. Подготовлены 103 запроса в различные инстанции для анализа и проработки обсуждаемых на заседании Бюро вопросов и 95 ответов и справочных материала в вышестоящие организации.
На основании плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций сотрудники Центра участвовали в комплексных плановых проверках готовности ЛПУ к работе в ЧС (29 проверок).
Сотрудниками Центра проводилась организационная работа по приему, систематизации и представлению работ на соискание премии г. Москвы в области медицины в экспертный совет ДЗМ.
Осуществлялось планирование, комплектование циклов, организация подготовки работников учреждений ДЗМ по вопросам ГО, ЧС и ЭМП на федеральных и городских учебных базах.
Сотрудники Центра принимали участие в работе Территориальной аттестационной комиссии по аттестации спасателей АСФ и ПСФ г. Москвы (22 заседаний ТАК, аттестовано более 1900 спасателей), проведено тестирование системы тестового контроля знаний при аттестации спасателей по медицинской подготовке. На базе программы первоначальной и профессиональной подготовки спасателей при участии сотрудников Центра реализуется Учебная подпрограмма первоначальной подготовки спасателей («Организация и ведение аварийно-спасательных работ при чрезвычайных ситуациях»). Программа согласованна ГУ МЧС по г. Москве и утверждена Правительством г.Москвы.
Проведено консультирование специалистов по ГО и МР ЛПУ
г. Москвы (675 человек).
На базе НПЦ ЭМП проведены курсы:
- «Оказание экстренной медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях» - обучено 62 человека.
- «Современные алгоритмы проведения сердечно-легочной реанимации» - обучено 80 человек.
Проведена работа по организации и проведению конференции «Молодые ученые в развитии системы городского здравоохранения» в рамках XII московской ассамблеи «Здоровье столицы», представлено 6 докладов. Выпущены два сборника статей молодых ученых и специалистов, работающих в учреждениях, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы.

Сотрудничество с регионами РФ
На базе НПЦ ЭМП прошли обучение 211 человек командированных из следующих регионов: Сургут, Нижневартовск, Иваново, Рязань, Волгоград, Нефтеюганск; Тюменской, Рязанской, Владимирской, Московской, Новосибирской областей и Ханты-Мансийского Автономного округа.

Диспетчерская служба отдела оперативного медико-информационного обеспечения Научно-практического центра экстренной медицинской помощи осуществляет:
- круглосуточный прием, оценку и передачу оперативной информации;
- прямую и обратную связь с бригадами, работающими на месте происшествия;
- информационно-распорядительное обеспечение подразделений ТСМК;
- взаимодействие с экстренными службами;
- ведение баз данных АИАС «Медицина катастроф г.Москвы»;
- регистрацию данных по уличному и сезонному травматизму, вспышкам инфекционных заболеваний, запасам крови им ее компонентов;
- формирование и передачу донесений